Май 2009

Критика, часть 2

Обзор коллажей с конкурса "Хроноворот"
Без сомнения, все просвещенное человечество в лице ГП-фандома, затаив дыхание, сейчас следит за мероприятиями, проводящимися на Астрономической Башне. «Придира», чутко реагирующий на любое событие в жизни фандома, разумеется, не мог обойти своим вниманием конкурс «Хроноворот», и в данном материале вы можете ознакомиться с нашими придирками к выставленным на нем коллажам. Коллажи и комментарии к ним расположены на странице конкурса "Хроноворот" на Астрономической Башне, мы же размещаем лишь маленькие превью для ознакомления.

Вообще, конкурсные коллажи «Хроноворота» демонстрируют два основных подхода к заданной теме.
Первый и самый распространенный подход можно описать примерно так: нужно взять картинку со Снейпом, добавить к нему изображение хроноворота, поместить их на фон и попытаться сделать из этих компонентов единую композицию. Как правило, Снейпа и хроноворота в одном экземпляре оказывается недостаточно, поэтому авторы эти образы тиражируют, а также вводят дополнительные элементы. Какой-то внятной идеи в данных коллажах не прослеживается.

Второй подход отличается стремлением выразить в коллаже некую идею или ситуацию, в которой Снейп и хроноворот не просто пафосно взирают на зрителя, а как-то взаимодействуют друг с другом и с окружающей средой. Если выражаться точнее, то в данных работах есть сюжет или намеки на него. Сюда же можно отнести коллажи в жанрах юмора и стеба.

6Итак, остановимся сначала на коллажах первой группы. Как уже было сказано, они не отличаются замысловатостью, и подтексты в них искать не приходится. Тем не менее среди работ этого типа есть много атмосферных и качественно сделанных коллажей. Особенно хочется выделить работы №6 и №7. Судя по всему, эти коллажи выполнены одним автором. Он профессионально подходит к работе с фоном, умело подбирает цветовую гамму, придавая своим коллажам эмоциональную целостность.
7 
Техническим недостатком обеих работ можно назвать излишнее стремление выделить центральную фигуру Снейпа. Вероятно, таким образом автор пытался достичь контраста настоящего с прошлым. Однако отсутствие каких-либо нюансов в одежде главгероя делают его фигуру большим черным пятном. В целом, 6-й и 7-й коллажи - одни из самых приятных работ конкурса.


12К работам первой группы можно отнести и коллаж под номером 12 с многообещающим названием «Выбор». У этого коллажа есть даже саммари, однако оно не вяжется с отсутствием какого-либо сюжета в самой работе. В главной роли здесь выступает Эдриан Броуди и его волосатая грудь, второстепенная роль досталась хроновороту. Выбор исполнителя главной роли не является оригинальным ходом и потому не удивляет. Помимо перечисленных компонентов в коллаже присутствуют полупрозрачные надписи, которые, вероятно, должны иллюстрировать идею коллажа. Но поскольку идея ничем визуально не подкреплена, эти надписи лишь дробят пространство и мешают созерцать Броуди и его волосатую грудь. В целом, работа под номером 12, хоть и незамысловата по содержанию, приятна для созерцания. И вы даже знаете почему.


9 

Также не отягощена особым смыслом работа под номером 9. В ней присутствуют все те же компоненты – Снейп, хроноворот и прозрачные надписи. Оригинальность этого коллажа – в использовании рисунка с изображением главгероя. В целом, это тоже приятная глазу и качественно выполненная работа.


Работа под номером 18 помимо обязательных компонентов включает некую композицию, составленную из трех рук. 18Одна рука принадлежит неизвестной женщине, а две остальные – без сомнения самому профессору. Что сие значит, вероятно, не знает, даже сам Снейп, который изображен в центре композиции. Видимо, от удивления он здесь помолодел лет на 30 и стал похожим на девушку. Акт передачи хроноворота неизвестной женщиной юного Снейпа волнует мало, его взгляд обращен на зрителя и выглядит весьма загадочно. Вообще, ореол таинственности окутывает весь коллаж. Вероятно, этого автор и добивался. В противном случае придется предположить, что туман, разливающийся по всей картине, призван лишь замаскировать отсутствие каких-либо внятных идей.

19Еще большие сомнения в присутствии какого-либо замысла возникают при созерцании работы под номером 19. В центре композиции – Снейп, Дабмлдор, Гарри Поттер и хроноворот, расположенные на фоне циферблата часов, которые парят в черной бездне. Сие произведение носит пафосное название «Вне времени». Что это значит, рецензент судить не берется, поскольку действительно вне времени, если считать его символом часы, здесь только черный квадрат фона. Если автор желал еще раз доказать нам, что знаменитая картина Малевича – есть непреходящая ценность, ему это удалось. Действительно, на ее фоне все смотрится более-менее осмысленно.

10Несмотря на то, что работа 10К выполнена с технической точки зрения прекрасно, в ней трудно найти внятный сюжет, поэтому ее тоже можно отнести к первой категории. Автором проведена ювелирная работа со всеми деталями коллажа. В главной роли и соответственно в центре – Эдриан Броуди, задумчиво почесывающий щеку, а в руке у него цепочка с хроноворотам. О чем задумался Эдриан Снейп? Вероятно, о том, что он здесь делает, и почему вокруг него парят люди, часы и хроновороты. Коллаж невероятно красив, его хочется рассматривать долго и в деталях, и смысл этой работы лишь в этом.
14Еще одна качественная работа конкурса - №14. Помимо Снейпа и хроноворота здесь присутствует юная Беллатрикс в двух экземплярах: в школьной форме и без белья. Коллаж отличает прекрасная проработка лиц героев, продуманная цветовая гамма. Кроме довольно странного пейринга, другой сюжет здесь отыскать трудно.

Автор работы под номером 5 попытался как-то выйти за рамки стандартной конструкции: Снейп + хроноворот + фон. Для этого он ввел новый, но весьма предсказуемый персонаж - Гарри Поттера. «Вместе они смогут» - утверждает автор.5Вероятно, он возлагает надежды на то, что эти два персонажа вместе смогут придать осмысленности коллажу и намекнуть на некий сюжет. Однако нам кажется, что попытка удалась автору не в полной мере. Сколь ни склеивай спинами Поттера и Снейпа, сюжет от этого не появится, разве что совсем неуместно вспомнится скульптура Мухиной «Рабочий и колхозница». С технической точки зрения работа выполнена достаточно качественно, разве что фигура Снейпа смотрится непропорционально большой по сравнению с Поттером. Но, как мы помним, советские скульптуры всегда грешили отсутствием нормальных пропорций. Поэтом работу №5 можно смело отнести к жанру соцреализма, лишнее подтверждение тому - изображенный на том же полотне взгляд Снейпа с характерным сталинским прищуром.

20Выбивается из общего ряда работ первой группы коллаж под номером 20. Главгерой, а вернее, главгероиня здесь Луна Лавгуд. Обязательные изображения Снейпа и Хроноворота выполняют тут роль бижутерии. Подход довольно оригинальный, но какого-либо внятного сюжета в этой работе нам найти не удалось.

Засим мы с воодушевлением хотим перейти к обзору второй группы конкурсных коллажей, которые можно охарактеризовать наличием реализованной идеи.

На работе № 13 хотелось бы остановиться более подробно, поскольку она являет собой пример коллажей, сделанных под девизом «Природа не терпит пустоты». Как следует из оного утверждения, ни один сантиметр полотна не должен оставаться незаполненным тем или иным изображением. В таких работах главный герой появляется не менее чем в двух ракурсах, морской пейзаж перетекает в пустыню и упирается в цветущий луг, а небо существует только для того, чтобы на нем можно было расположить всяческие знамения. 13В данном коллаже этот подход реализован в полной мере. Главный герой здесь появляется дважды: в правом углу полотна он восседает на кресле в модных штиблетах и держит в руках предмет, более всего напоминающий кадило. В левом углу Снейп парит в виде привидения. Но двух главгероев автору показалось мало, поэтому центральную часть полотна занимают два Хогвартса – ночной и утренний. В небе над замком мы видим балконные перила, а за привидением Снейпа можно узреть перила лестничные. Ландшафт коллажа весьма причудлив и мало поддается описанию. Над обеими фигурами главного героя висят огромные часы.
Если поделить полотно ровно посередине, можно увидеть некую зеркальность расположения героя, замка и часов. Правда, перила есть только в левой части. Что сие символизирует, нам понять не удалось. Все детали коллажа никак не уравновешены друг с другом, что, вероятно, проистекает из необходимости заполнить ими все пространство картины.
После 10-минутного рассматривания этой работы, погружения в детали, наконец, приходит светлая мысль, что главной идеей коллажа является встреча прошлого и будущего. Возможно, в произведении есть и более глубокие аллегории, но нам за недостатком времени и воображения не удалось их постичь. Коллаж носит название «Время творит чудеса», здесь можно поспорить с автором, ведь он в плане чудес значительно время опередил.


По подобному принципу сделана и работа под номером 8. 8Здесь также нет никакой попытки уравновесить детали, к тому же не предпринято даже минимальных усилий привести их хотя бы к тоновому и цветовому однообразию. Это придает ощущение некоторой небрежности исполнения. Главная идея коллажа читается достаточно хорошо, но автор решил, что ее следует написать на небе, кое часто служит для этого в подобных коллажах. Итак, перед нами снейджер, где Гермиона должна спасти Снейпа с помощью палочки, книги и хроноворота, в роли которого выступают обычные часы. Зная, что и раньше Гермионе удавалось блестяще пользоваться этими тремя предметами, мы верим в то, что ей удастся решить поставленную перед ней задачу.

11Работа под номером 11 иллюстрирует горе Снейпа после неудачной попытки спасти Лили Поттер от смерти. Причина неудачи либо остается за рамками повествования, либо кроется в неисправности хроноворота, который представлен здесь в весьма плачевном состоянии. Второе маловероятно, скорее приходит на ум, что Снейп его разбил сам в ярости. От нее же пострадал и портрет Лили Поттер, изображенный на переднем плане коллажа. На заднем плане мы видим размытый силуэт самого героя. Поза его выражает отчаяние. Легко читаемый сюжет, переданный всего лишь с помощью трех изображений, является большим плюсом данной работы. Недостатком ее можно назвать недостаточно умелое обращение с цветом, поскольку поверхность стола с хроноворотом и портретом смотрится чужеродно на фоне изображения Снейпа. Таким образом, теряется целостность работы, что мешает ее восприятию.

Работа под номером 1 изображает помолодевшего Снейпа с черной собакой, преданно лежащей рядом с ним. Картина весьма умилительна, герои будто бы сошли с обложки женского романа, поскольку только в них мужчины так красиво закатывают рукава и загадочно смотрят вдаль... 1Зрительницам при созерцании, вероятно, так и хочется всплеснуть ладошками и воскликнуть «Ах, какие пуси!» Это произведение носит характерное название «Хроноворот может спасти не одну жизнь!" Людям, не знакомым с мифологией фандома, может показаться, что имеется в виду трогательная забота о братьях наших меньших. Действительно, Снейп, спасший собаку с помощью хроноворота, явление хоть и маловероятное, но умилительное. Но, как мы все знаем, в фандоме Гарри Поттера любая черная собака за исключением Клыка и Пушка является прямым указанием на присутствие Сириуса Блэка. Поэтому нам придется прийти к мысли, что коллаж посвящен пейрингу СС/СБ. И сюжет работы можно передать примерно так: Снейп спас Блэка от смерти с помощью хроноворота, и тот в благодарность обернулся собакой и позволил себя погладить. Словом, оба они здесь такие пуси, ну такие пуси!

Одна из самых удачных работ конкурса - это коллаж № 15. 15Он выполнен в форме манипки и изображает Гарри Поттера и шерифа Ноттингемского на кладбище. Гарри, сидя у могилы Северуса Снейпа, предается тихой грусти, а шериф взирает на него из-за круглой колонны. Возможно, он принял Поттера, одетого в зеленую куртку, за Робина Гуда и строит коварные планы? Впрочем, оставив внефандомные ассоциации, мы видим здесь, что Снейп жив, изменил внешность и пришел проведать собственное захоронение. И тут он встречается с неожиданным препятствием в лице Гарри Поттера, после чего с безжалостной иронией взирает на печаль юной знаменитости. Следуя логике сюжета, можно предположить, что далее последует трогательная встреча, объятия и много теплых слов. Если только это действительно фанонный Северус Снейп, а не шериф Ноттингемский, конечно. Впрочем, никакие аллюзии и технические огрехи не влияют на восприятие этой эмоционально целостной и интересной работы.

 


Последнее серьезное произведение и в этом обзоре и на конкурсе – это коллаж №21. Чтобы приступить к разбору этого произведения, рецензент долго собирался с духом. 21 Коллаж и саммари вводят в такой ступор, что приходится подозревать автора в том, что он посылает зрителю в мозг целый выводок мозгошмыгов. Итак, здесь мы видим Гермиону в красном вечернем платье, задумчиво прислонившуюся к музейному оборудованию. За спиной ее можно увидеть парный портрет юной героини с мужчиной, похожим на Петра Красилова. Что делает этот портрет в музее им С. Снейпа, нам понять не удалось. Впрочем, картина вообще вызывает массу недоумений. Следуя логике саммари, Гермиона после того, как узрела это странное полотно, решила воспользоваться хроноворотом и отправилась на 25 лет назад. Видимо, хроноворот был настолько экспериментальный, что изменил возраст своей хозяйки и внешность Северуса Снейпа. Словом, коллаж № 21 создает массу загадок, и нам бы хотелось думать, что автор знает ответы на них. В противном случае, нам придется смириться с тем, что перед нами обычный безобоснуйный снейджер, который автор решил сделать просто ради пейринга. Впрочем, если не искать в данном коллаже никаких смыслов, на него просто приятно смотреть, сделан он достаточно качественно и ярко.

 

Разобрав работы серьезного содержания, следует, наконец, перейти к юмористическим коллажам. Мы не стремимся здесь оценить глубину замысла и тонкость юмора, а остановимся больше на визуальной составляющей, поскольку не всегда способны угнаться за авторской фантазией.
2 
Работа №2 не отличается профессиональным исполнением, детали вырезаны и соединены грубо. Вероятно, стремление автора реализовать идею превалировало над необходимостью работать с изображениями. Какую-то целостность картине автор попытался придать с помощью листьев, щедро разбросанных по периметру коллажа при помощи стандартной кисточки «Фотошопа». Сюжет пересказывать не имеет смысла, поскольку он написан текстом на самом коллаже.

3 
Коллаж №3 представляет собой анимированный комикс из трех картинок с текстовыми комментариями. Назвать эту работу коллажем в полном смысле слова трудно, во-первых, из-за анимации, во-вторых, из-за почти полного отсутствия коллажирования как такового.

Коллаж №4 был отнесен нами также к разряду юмористических, поскольку если воспринимать его серьезно, то он вызывает лишь недоумение. Главный герой здесь – лихо шагающий герой американских боевиков с головой Северуса Снейпа. 4 Если верить названию, этот крутой парень идет спасать Лили. Кулаки его сжаты, тело накачено, отсюда следует, что он им там хорошо наваляет безо всякой магии. Кому «им» и где «там», по сути, неважно. Когда такие мелочи интересовали героев американских боевиков? Разглядывая детали коллажа, рискнем предположить, что роли противников Снейпа достались Ральфу Файнсу и скелету с красными глазами, который своим полупрозрачным черепом мешает любоваться трогательным взглядом звезды «Английского пациента». Нам бы не хотелось думать, что под горячую руку крутого парня Северуса Снейпа попадет еще и странная балерина, парящая на заднем плане в довольно необычной позе. Впрочем, кто этих американских героев разберет?

16Довольно интересный подход к выбору сюжета обнаружил автор коллажа № 16, представляющего собой кроссовер с сериалом «Герои». Работа смотрится довольно забавно, но, как во многих кроссоверах, связь с миром ГП здесь практически потеряна.


17 Также является кроссовером коллаж под номером 17. Наполненная чуждой миру Гарри Поттера эстетикой, эта работа является лишь слегка переделанной афишей фильма «Назад в будущее». Лицо Снейпа вставлено недостаточно профессионально, поскольку седые кудри героя упомянутого фильма выдают источник картинки не хуже, чем оригинальная надпись.


Работа под номером 22 поражает воображение, при взгляде на нее волосы зашевелились даже у тех, кто лыс, как Волдеморт. Кто перед нами? 22 Вождь зулусов, президент Буркина-Фасо, или профессор Снейп получил новое задание от одного из своих работодателей? Для ответа на этот вопрос автор коллажа предлагает почитать конкурсный фик «Послушание профессора Снейпа». Предложение, конечно, заманчивое, но видит Мерлин, до сдачи «Придиры» в печать, его сотрудники могут читать только гневные письма главвреда. Поэтому мы не в силах сейчас постичь весь смысл данного произведения, но надеемся, что он там присутствует. Что же касается визуальной составляющей коллажа, то он больше похож на рисунок в стиле Поля Гогена. Возможно ли, что с помощью хроноворота Снейп попал в прошлое, жил на Таити, загорел до черноты, отрастил живот и попал в поле зрения великого художника? Гадать об этом можно до бесконечности, поэтому оставим вопросы до прочтения упомянутого фанфика, коему данный коллаж сделал, без сомнения, неплохую рекламу. Мы же хотим лишь восхититься мастерством и фантазией автора коллажа и смеем надеяться, что у него еще есть в запасе картины в стиле Поля Гогена с портретами героев ГП.

 


В заключение стоит сказать, что, несмотря на спорность многих работ, нам доставило большое удовольствие их рассматривать и обозревать, за что мы приносим авторам нашу благодарность.


Коллажи изучала команда критиков-вампиров во главе с Изой Остролистовой.
Авторские права на коллажи принадлежат авторам коллажей, авторские права на исходники принадлежат авторам исходников, коллажи играют на конкурсе "Хроноворот" (страница коллажей на конкурсе - http://www.hpfiction.borda.ru/?1-14-0-00000019-000-0-0-1232441588), превью размещены с разрешения организаторов конкурса. Любой автор может потребовать убрать превью своего коллажа, что будет выполнено немедленно.