Апрель 2009, выпуск 1  /  Теория и практика

Как объяснить популярность снарри в историческом аспекте? А как объяснить популярность советского многосерийного мультфильма 70-80х годов, где рассматривались отношения между однополыми существами – белым и пушистым, но хитрым зайцем и злобным волком, которого всем маленьким зрителям порой было так жалко?

Вспомните, с каким упоением из серии в серию Волк гонялся за Зайцем в каноническом мультфильме нашего детства, и как часто они менялись в этой погоне местами. Раз — и вот уже Заяц гонится за Волком. «Зачем?» — непонимающе спрашивал себя зритель. Хотел ли Волк перегрызть Зайцу горло или преследовал иные цели?

После серьезных исследований мы можем почти с полной уверенностью утверждать, что сюжетные совпадения мультфильма и книги не банальная случайность — это все звенья одной цепи, вязали которую сообща Союзмультфильм, Уорнер Бразерс и Джоан Роулинг. Этой-то цепью и повязаны теперь все снарри-шипперы, а вместе с ними и остальные обитатели ГП-фэндома, которые не страдают от привычки помещать ненавидящих друг друга Гарри и Северуса, помимо их воли и вопреки здравому смыслу, в маленькие замкнутые пространства для последующего сослешивания.

О Снейпе-Волке. Характеры этих героев так удивительно совпадают, что я лишь немного изменила статью из Википедии об этом мультфильме. Изначально, Снейп изображается Роулинг как типичный злодей, которого мы можем встретить где угодно, и который, не преследуя целей по покорению мира, мелко пакостничает: глумится над маленькими гриффиндорцами, ловит их по ночам в коридоре, запугивает, ни за что снимает баллы. Другими словами, Снейп-Волк сплошь и рядом нарушает правила профессиональной этики и обижает слабых, изрядно запуганных им учеников. Снейп – изобретателен и хитер, недаром все-таки слизеринский декан, он каждый раз придумывает новые способы поймать Поттера, что, впрочем, ему почти никогда не удается. Возможно, ему просто нравится сам процесс взаимодействия с Поттером, а не то, ради чего Снейп его ловит (ради чего – это, кстати, тоже важный вопрос). Всякий раз, замышляя козни против Поттера, Снейп сам попадает в глупое и смешное положение.

В отличие от канонического книжного образа Снейпа-убийцы фигура Волка в исполнении Алана Рикмана прорисована в доброжелательном, юмористическом ключе, злодейства Снейпа не настоящие, Снейп не кровожаден (хотя были даже предположения о том, что он – вампир) и не страшен, а по мнению многих обитательниц фэндома ГП так и вовсе очень обаятелен и симпатичен. Снейп ловок, исполняет различные акробатические трюки: одним легким движением палочки обезвреживает Локонса, вылетает из окна в одной из финальных сцен поттерианы (состоя на службе одновременно у Дамблдора и у Волдеморта — о которых позже — и не такое сможешь!). Однако все его усилия часто вызывают только смех зрителя.

Внешний облик. Здесь у нас проблема в сопоставлении героев, так как Волк стиляга, ведущий праздный образ жизни, а канонический Снейп едва ли может на это претендовать. Напротив, он всегда собран и подтянут и, если не считать сальных волос (а без этого уж извините, никуда!), безупречно, но сдержанно элегантен. Только вообразите Снейпа в ядовито-зеленых брюках клёш и модельной розовой мантии! Вы воскликнете: «Быть такого не может!» А фанон ответит: «Еще как может» (смотрите январский номер Придиры от АБ).

В фаноне Снейп умеет (виртуозно) играть на гитаре (гуслях… арфе, фортепьяно, баяне и на любых других музыкальных инструментах, которые попадутся ему под руку). Это вас удивляет? Просто музыкальный талант Снейпа вырастает из его несомненного врожденного дарования играть на человеческих нервах. Кроме того, Снейп умеет петь хриплым голосом в манере ВИА 1970-х (да и в стиле ВИА-ГРА тоже: все, чтобы привлечь маленьких глупых зайчат); он может еще и кроличью поэзию читать… Другими словами, он МОЖЕТ ВСЕ.

Однако мы подозреваем, что Снейп плохо летает на метле. Судя по стилю жизни нашего героя (одежде, обстановке его дома в Тупике прядильщиков и др.), работа учителя вряд ли приносит ему достойный заработок. Правда, периодически он хорошо зарабатывает на «шабашке» (варит яды для Волдеморта и команды Упиванцев), поэтому может позволить себе довольно дорогие вещи, однако случаются и безденежные периоды. Например в 3-ей книге, где он подрабатывал тем, что варил зелье для зайцеоборотня Люпина.

Заяц-Поттер изображается как относительно положительный герой, слабый и ранимый. Однако жизнь толкает его в водоворот событий, в которых его изначально заячий характер должен закалиться. Поттер получает намного больше экранно-книжного времени, чем Снейп, но гораздо меньше зрительско-фанатской любви. И, соответственно, менее развит как фанонный персонаж по сравнению со Снейпом.

Только трехлетний ребенок не знает, что шляпа хотела распределить Поттера на Слизерин. Так что в целом Поттер — мягкий, белый, пушистый, с большими зелеными кукольными глазами. Что не мешает ему оставаться хитрым и плутоватым. Большинство его действий — реакции на козни Снейпа (которые мерещатся Поттеру даже там, где их нет); он постоянно убегает и прячется, иногда весьма изобретательным способом (в выручай-комнате). Поэтому, вопреки всем дидактическим намерениям мадам Роулинг, симпатии подавляющего большинства зрителей-читателей находятся на стороне Снейпа как более харизматичного (а то!), активного и интересного персонажа. В некоторых фанфиках Поттер в порядке компенсации становился слегка более активным, несколько раз даже спасая Снейпа.

По сути, Поттер-Заяц и Снейп-Волк — не жертва и преследователь, а приятели (учитель и любящий ученик, сын и любящий отец или попросту любовники). Поттер и Снейп ненавидят не по-настоящему, а в трудные минуты всегда готовы прийти на помощь друг другу. Сколько раз в фаноне Поттер навещает искалеченного (морально или физически) Снейпа в больнице (и наоборот), сколько раз они женятся, соединяя свои… силы снова и снова. Даже в каноне Снейп помогает Поттеру победить Волдеморта, а Гарри плачет над воспоминаниями Снейпа, думая, что тот погиб, и всячески способствует тому, чтобы память о героических поступках профессора жила в веках.

Подводя итог, можно сделать вывод, который только на первый взгляд покажется странным: канон и фанон, освещая сложные отношения этих героев одного пола, не только развлекают, но и воспитывают в юных умах чувства сострадания, доброты и отзывчивости.

Внештатный корреспондент "Придиры"
White Knight

 

Статья написана с использованием материалов Википедии – Свободной Энциклопедии.