Апрель 2009, выпуск 1  /  CHESSтная игра

Рецензия к конкурсному фику "Давай дружить"

«Давай дружить» относится к жанру «missing scenes», то есть раскрывает эпизоды, оставшиеся за рамками канона или намеченные буквально одним-двумя словами. В данном случае это обстоятельства, при которых был обращен Ремус Люпин (нам известен только возраст – пять лет), а также осознание мальчиком злонамеренности покусавшего его оборотня.

«Missing scenes» чаще всего не предполагают какого-либо принципиально нового взгляда, являясь скорее дополнениями, нежели попытками индивидуальной интерпретации канона. Тем ювелирнее задача автора - дописать канон, не пересказывая его (чтобы не было скучно) и в то же время соблюсти и дух, и букву роулинговской эпопеи. На наш взгляд, автору «Давай дружить» это вполне удалось, причем как в плане материальном, так и в плане этическом.

Многие фикрайтеры, поставленные перед необходимостью додумывать мир Роулинг, механически переносят на его почву реалии собственного магловского бытия – так и появляются всевозможные обеззараживающие и обесцвечивающие волосики над губой заклинания. К счастью, автор «Давай дружить» не попался в эту ловушку. Жизнь маленького Ремуса и его семьи описана в лучших традициях канона, с его постоянными столкновениями между обыденностью и фантастикой. Благодаря автору бестиарий ГП пополнился вполне аутентичными дикими гномами (очевидно, дальними родственниками садовых гномов, наказания семьи Уизли), а читатели познакомились с еще одним любимым занятием хулиганистых маленьких волшебников.

Любопытной, хотя и не вполне удавшейся, представляется нам и попытка проникнуть в психологию оборотня. Отлично переданы нервозность, обострение чувств, предшествующие превращению человека в волка; производит впечатление и отрывистая, «примитивизованная» внутренняя речь Зверя. Однако, как нам кажется, в погоне за внешним эффектом было упущено правдоподобие: кровожадность оборотня по отношению к животным прямо противоречит канону (там говорится, что Ремуса успокаивало присутствие друзей в анимагической форме). Также совершенно непонятно, каких размеров должен быть молодой оборотень, чтобы сожрать «и корову, и быка, и кривого мясника», то есть массу мелкого зверья и косулю впридачу. Ни одному волку, даже очень большому, такое не под силу.

Как известно, краеугольным камнем этики канона является решающее значение личного выбора при определении пути к добру или злу. В «Давай дружить» эта идея рассматривается с точки зрения маленького Ремуса, который на основании собственного опыта и делает свой личный – вполне канонический - выбор. Вместе с тем он осознает, что и зло возникает не само по себе, а как результат чьего-то решения.

Временами тон повествования делается слишком сентиментальным, как это свойственно рассказам о маленьких и невинных, особенно невинно страдающих. Однако и у этого жанра есть свои ценители, а красочные описания и множество мелких вкусных деталей сделают фик приятным чтением и для всех остальных.

tirzaka